Метод Марии Монтессори: принципы, суть, достоинства

обучающая среда по монтессори

Женщина, итальянский врач, более сотни лет назад разработала теоретические основы новой педагогической теории, которые показали прекрасные практические результаты. Давайте разбираться детально, в чём заключается метод Монтессори.

Педагогика Монтессори: что это и кому подойдет

Мария заметила, что развивать способности принуждением к какому-то виду деятельности безрезультатно. И разработала методику, когда педагоги показывают, что делать, но не вмешиваются в процесс, оставляя детям право на самостоятельность. Прекрасно зарекомендовал себя метод и в домашних условиях.

Монтессори для детей сделала многое. Наставница помогала им осваивать новые навыки с учётом индивидуальных особенностей. Если ребёнку интересны кубики с буквами, вокруг создаётся языковая зона. При этом у малыша впечатление, что он сделал всё сам.

Метод научной педагогики разработан Марией для особенных детей, когда она работала в психиатрической клинике. Будучи директором Ортофренического института, итальянка подготовила воспитанников к сдаче экзаменов по общеобразовательному уровню. Опыт было решено перенести и на здоровых малышей. Так появился Дом ребёнка для 3—7-летних воспитанников.

Вначале Мария работала помощником врача. Общаясь с маленькими пациентами с психиатрическими проблемами, она приносила им коробки и лоскутки. Это стало началом разработки теории развития, кардинально отличающейся от классических методов.

Мария умерла в 60-ых годах ХХ века, но дело её живо. В чём заключалось достоинство метода, ведь и в наше время разработки врача-педагога широко внедряют в дошкольных и школьных учреждениях. В чем секрет такой популярности? Педагог пыталась стимулировать познавательную активность детей без принуждения.

Философия воспитания Монтессори

Мария, метод которой распространён по всему миру, считала, что ребёнок учится от окружающих предметов. Его нужно не критиковать, а хвалить. Относиться к личности малыша честно, подбадривать и проявлять снисходительность. Только в такой дружественной атмосфере можно найти любовь и дать пользу другим людям.

Отсутствие оценок и соревновательности

Дети – активные участники процесса обучения. Но они должны делать что-либо не ради первенства и унижения других. Их желание обучаться должно быть вызвано интересом, а не намерением получить хорошую отметку.

Привычных школьных оценок нет. В монтессори-классах оценивают уровень знаний по шкале «получилось — не получилось».

Ребёнок сам выбирает, что ему делать, а педагог помогает создать дидактическую среду, подогревая интерес к её использованию и подсказывая, как пользоваться предметами. Так развивается самостоятельность, чувства и мелкая моторика.

Обучение хорошо тем, что происходит без принуждения. Ребёнку не бывает скучно во время занятия. Он выбирает дело по душе, приучаясь таким образом к принятию самостоятельных решений и действий. Разновозрастность группы помогает налаживанию социальных контактов.

Обязательное соблюдение определённых правил

Для занятий организовывается специальная среда. Присутствуют дети разного возраста, помогая один другому. Кабинет разделён на несколько тематических зон, и ребёнок может проводить время в более привлекательной из них. Педагог подстраивается под интересы воспитанника. Так происходит саморазвитие и самовоспитание.

Сравнение с другими методиками

Существует много других методик раннего развития. Все они отличаются от системы Монтессори. Методика Зайцева обладает игровой составляющей, которой нет у Марии. Глен Доман использует карточки, не задействуя осязание, что недопустимо по мнению итальянского педагога. Методика Никитиных, в отличие от Монтессори, строится на физическом воспитании.

Преимущества и недостатки системы, спорные моменты

К явным плюсам методики можно отнести:

  • самостоятельное развитие ребёнка;
  • дидактически подготовленная среда;
  • минимальная помощь взрослого в обучении и подсказках.

Педагоги выделяют некоторые негативные моменты у Монтессори:

  •  отсутствие ролевых игр и подвижности;
  •  ставка на развитие интеллекта, не подкреплённая практическими навыками;
  •  отрицание творчества;
  •  демократичность системы вызывает трудности с дисциплиной в дальнейшем.

пособия школы Монтессори

Кому подойдёт и не подойдёт метод Монтессори

Монтессори предложила использовать природную детскую любознательность для развития индивидуальных качеств, побуждая познавать мир и отыскать своё место в нём. Классов и уроков Монтессори не предусматривает.

Не следует думать, что методика рассчитана исключительно на талантливых детей, а остальные должны учиться из-под палки. Даже самые неуправляемые малыши обычно ведут себя на занятиях адекватно.

Отсутствие дисциплины

Многие родители удивляются, зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс? Но наставник показывает, что и как делается, подбирает дидактические материалы. Кроме этого, даст подсказку в нужный момент. Только на первый взгляд может показаться, что в помещении отсутствует дисциплина. На самом деле процесс находится под полным контролем.

Последующее образование

После Монтессори-группы у детей могут возникнуть некоторые проблемы. Ребёнок привык воспринимать педагога не как авторитетное лицо, а в качестве помощника. К тому же ученику обычной школы трудно понять, почему нельзя передвигаться по классу во время урока.

Что такое сенситивные периоды

Педагог выделила возрастные промежутки, когда детям легче всего приобретать определённые навыки. Если начать делать это слишком рано или опоздать, ребёнку станет неинтересно подобное занятие. Монтессори определила несколько сенситивных периодов.

1—4 года: развитие движениями и действиями. Дети должны активно использовать горки, качалки, лестницы, развивая мышцы и координацию движений.
1,5 года—5,5 лет: восприятие мелких предметов. Для развития мелкой моторики подойдёт использование бусин, фасоли, гороха и т. д. Их можно нанизывать на нитку, перекладывать, сортировать и проводить другие действия.
2,5—6 лет: социальные навыки. Ребёнок учится говорить и общаться с окружающими. Но заставлять его быть вежливым, здороваясь и прощаясь с незнакомцами, вовсе не обязательно.

Как организовать развивающую среду по методике Монтессори. Организация пространства

Игровая комната должна разделяться на несколько зон. Все пособия изготовлены в одном экземпляре, чтобы каждый ребёнок занимался самостоятельно и учился договариваться с товарищами об очерёдности использования дидактического материала. После занятия всё раскладывается по местам.

Зона математики

Математика по методу Монтессори должна неразрывно связываться с сенсорикой. Поэтому цифры и другие пособия сделаны из материалов, которые можно попробовать на ощупь.

Зона сенсорного воспитания

Наполнена предметами разнообразных форм, размеров, цветов, веса. Все они призваны развивать слух, зрение, обоняние, память, внимание.

Зона речевого развития

Тут присутствуют кубики с картинками и буквами, прописи, вкладыши, подвижные азбуки, помогающие детям освоить азы писания и чтения.

Зона космоса и естествознания

В этой части комнаты ребёнок знакомится с окружающей средой – животными, растениями, странами, планетами – и проводит простейшие эксперименты.

Зона практики и реальной жизни

Обучение бытовым навыкам происходит с помощью веника, совка, ниток, иголок и пуговиц, шнурков, посуды и прочих атрибутов, способных научить ухаживать за собой.

Применение метода в России

Было время, когда в России не продавались книги по методике Монтессори. Сегодня дошкольники могут посещать монтессори-группы в детсаду. Правда, найти монтессори-классы в школе очень сложно. Они встречаются разве что в частных школах. Обучение длится до 10—12 лет.

Как использовать систему Монтессори в домашних условиях

Родители при желании могут организовать систему Монтессори дома. Для этого потребуется внести некоторые изменения в домашнюю обстановку и режим дня. Первым делом придётся зонировать пространство, подготовив дидактические материалы по разным темам.

Метод Монтессори в домашних условиях предполагает абсолютную добровольность занятий. Ребёнок самостоятельно решает, когда, чем и сколько заниматься. Если мама собралась убирать, то малыш может взять веник в соответствующей зоне и помочь подметать. Поначалу можно попросить помочь, но в дальнейшем он должен проявлять инициативу сам.

Занятия с малышами до 1 года

Нужно применять деятельность, связанную с сенсорными ощущениями, используя яркие игрушки. Они должны быть разными – мягкие, твёрдые, гладкие, шершавые и т. д.

Самые лучшие упражнения для детей от 1 до 2 лет

После первого годика занятия усложняются упражнениями на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия. Помогут баночки и флакончики с насыпанными внутрь крупами или поиски в тазу с песком спрятанных игрушек.

Занятия родителей и детей от 2 до 3 лет

Пришло время осваивать операции с лоскутами, камушками, верёвочками, заниматься нарезкой пазлов из картинок, сортированием предметов по определённым признакам.

Метод для детей от 3 до 6 лет

Ребёнку даются полноправные права члена семьи с соответствующим кругом обязанностей – полив цветов, уборка дома, уход за собой. Кроме этого малышу понравится рисовать, музицировать, учить буквы и считать.

Как сделать Монтессори игрушки своими руками

Покупать специальные игрушки родителям не понадобится. Всё, что необходимо для обучения, есть возможность сделать самим.
Рамки-вкладыши.На картонные прямоугольники приклеиваются геометрические фигуры разных цветов.

Пирамидка. Шьются квадратные подушечки, в которые насыпаются крупы, камушки, поролон. С одной стороны пришивается липкая часть липучки, на вторую – та, что липнет.

Цветные ёжики.Из картона вырезаются две половинки ёжика, склеиваются между собой и украшаются глазками и носиком. Ребёнок цепляет на макет прищепки, «одевая» фигурку в иголки.

Шнуровки.В куске плотного картона дыроколом наделать отверстий и показать маленькому человечку, как делается шнуровка.

Мягкие шарики.Во втулку проталкивать маленькие клубочки ниток один за другим так, чтобы каждый последующий выталкивал предыдущий.

Какие книги про воспитание по методу Марии Монтессори можно порекомендовать

Тем, кто хочет по-настоящему углубиться в систему Монтессори, можно почитать книги женщины-педагога. Многие из последователей воспитательной системы издавали свои работы – Стэндинг, Фаусек, Сумнительный, Хилтунен.

Среди множества развивающих методик система Монтессори по-прежнему остаётся самой востребованной. Наверняка, потому, что смогла соединить в себе развитие, увлекательную игру и серьёзную работу.

про книги по методике

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: