Любящие родители заботятся не только о том, чтобы ребёнок был чистым и накормленным, но и умственно развивался. Чтобы видеть в повзрослевшем отпрыске всесторонне развитого человека, следует начинать с младенчества. Давайте разберёмся, как заниматься с детьми раннего возраста.
Три типа детского развития: раннее, своевременное, позднее
Чтобы раннее развитие ребёнка достигло поставленной цели, следует активно заниматься с малышом с рождения до 3 лет.
При этом следует учитывать степень адекватности предлагаемых крохе заданий. Занятия с ребенком должны соответствовать его возрасту. Их можно разделить на такие группы:
- преждевременное;
- позднее;
- своевременное.
При использовании третьего метода удаётся добиться опережающего развития.
Польза раннего обучения
С младенчества тренируя память, внимательность, воображение, логическое мышление и т.д., родители закладывают хорошую базу для детсадовского и школьного образования. Выбор методик и способов раннего развития достаточно широк. Можно подобрать систему, идеально подходящую под психотип своего чада.
Единого мнения по поводу методов воспитания детей в их первый год жизни не существует. Одни склоняются к необходимости раннего развития. Другие выступают категорически против. Каждая из сторон выдвигает свои аргументы.
Аргументы «за»
Применение различных методик позволяет младенцам:
- развиваться быстрее, чем сверстникам;
- раньше научиться читать, писать считать;
- проявить задатки таланта в определённой области;
- быстрее социализироваться в обществе.
Аргументы «против»
Противники раннего развития уверены:
- дети усвоят необходимые навыки самостоятельно;
- занятия навредят ребёнку;
- методики не учитывают эмоционального и социального развития;
- требования сложны для ежедневного выполнения;
- некоторые навыки прививаются несвоевременно;
- завышенные ожидания родителей могут привести к неврастении у малыша.
Выслушав аргументы обеих сторон, родители должны сами определиться, стоит ли применять программу раннего развития детей к их чаду. А сделав выбор в сторону раннего развития, придётся разобраться, в какой методике обучение чётко распланировано и не допускает совмещения с другими методиками.
Самые популярные у нас методики раннего развития детей с рождения
Родители должны учитывать, что занятия с младенцем потребуют больших временных затрат. При этом следует осознать, что для каждой возрастной категории существуют свои приоритеты. К примеру, в 6 месяцев ребёнку важнее научиться ползать, чем знать буквы.
Педагогика Марии Монтессори, плюсы и минусы
Это одна из самых известных методик. Взрослые – родители и воспитатели – не мешают ребёнку развивать навыки самостоятельно, а только создают соответствующие условия и оказывают посильную поддержку.
Преимуществом таких занятий является применение большого количества дидактических материалов и совершенствование навыков самообслуживания. Из недостатков можно выделить отсутствие развития творческой, эмоциональной и игровой сфер.
Вальдорфская школа
Во главе угла поставлена цель помочь ребёнку поверить в свои силы. При этом до 7 лет умственное развитие в программе не используется. Дети активно занимаются художественной и театральной деятельностью, не овладевая навыками чтения и письма.
В образовательном процессе без оценок малыш чувствует себя комфортно, но подготовка к школе абсолютно отсутствует.
Метод Глена Домана
Американский физиотерапевт пришёл к выводу, что раннее развитие детей лучше всего проводить до 7-летнего возраста, и предложил соответствующие занятия. С первых месяцев жизни ребёнку предлагается показывать карточки Домана, что поспособствует его развитию.
Информационный поток, действительно, значительно расширит детские возможности, но потребуется огромное количество карточек. К тому же система не предусматривает сенсорного развития.
Система Сесиль Лупан
Бельгийская актриса, не удовлетворившись методикой детского развития Глена Домана, на её основе разработала собственную систему, позволяющую учитывать индивидуальные интересы и способности ребёнка. Заниматься с малышом нужно начинать с 3 месяцев, а с проговариванием первых слов приступить к обучению чтению. Но для этого потребуется изготовить своими руками много вспомогательных материалов.
Методика Зайцева
Обучения по кубикам Зайцева построено на чтении по складам. Кубики разные по размеру и цвету, с разным наполнением. Обучение грамоте, математике и английскому языку проводится с привлечением игровых моментов, вызывая у малыша интерес к занятиям. Родители детей 1-7 лет могут проводить занятия без участия педагогов. Но для начала взрослым придётся освоить методику самостоятельно. Малыши, обучаемые по системе Зайцева, столкнутся с трудностями усвоения учебного материала в 1 классе. В школе учат читать по СЛОгам, а не СКЛАдам, как у Зайцева.
Метод Никитиных
Супруги Никитины разработали свою методику ещё во времена СССР, испытав на собственных детях. Малыши могли делать всё, что им нравится, а родители только подсказывали, что к чему. Большое внимание уделялось физическому развитию посредством установки разных снарядов и закаливанию детского организма.
Предлагаемые игры способствовали умственному развитию. Но из-за опережающего развития дети скучали в школе.
Методика Воскобовича
Вячеслав Вадимович внёс в дошкольное развитие ребёнка свою лепту, разработав целые игровые комплексы, способствующие развитию интереса, подталкивающие к познаниям и занятиям творчеством. Каждая игра, сделанная на основе сказки, решает сразу несколько образовательных задач.
Тоддлер — англоязычное обозначение детей, которые только начинают ходить. Более часто это слово используют для объединения всех детей от 1 до 3 лет в одну группу. Тоддлер — ходунок.
Для тоддлеров предусмотрены лёгкие 1- и 2-уровневые задачи. Для дошкольников игры значительно усложнены. В процессе занятия дети учатся не только читать и считать, но и поучают возможность развивать творческое мышление.
для тех, кто только начинает ходить
Методика Трунова и Китаева
В основе развития грудничков должны лежать динамичные упражнения и постоянно увеличивающиеся нагрузки, уверены автор методики. При этом мама обязана позаботиться о внутриутробном развитии крошки, выполняя во врем беременности специальные упражнения, закаляясь, занимаясь аквааэробикой.
Противники бэби-йоги считают невозможным отхождение от классических догм ухода за новорожденными.
Методика Тюленева
Педагог разработал руководство по обучению детей самого раннего возраста грамоте, математике, музыке и спорту с помощью тактильных раздражителей. Сложность заданий зависит от возраста ребёнка. Данные упражнения способствуют подготовке детей к школе. Но при этом значительно ограничивается познавательная свобода малыша.
Методика Щетинина
Методика развития детей дошкольного возраста этого автора является уникальной. Здесь ничего не напоминает обычную школу. Нет деления на классы, отсутствуют учебники, учителя, не определены продолжительность уроков и тем.
Учебное заведение находится вдали от цивилизации, а дети сами учатся любить природу, помогать друг другу, уважать старших. Им неоткуда пристраститься к пагубным привычками. Противники подобной системы обучения называют её сектой во главе с организатором, которому поклоняются воспитанники.
Методика Гмошинской
Доктор медицинских наук создала методику раннего развития «Художники в памперсах». Шестимесячный малыш вместе с мамой начинают создавать шедевры. При этом у крохи развиваются мелкая моторика, цветовосприятие и сенсорика. Занятия следует ограничивать периодом активности ребёнка, а созданными работами можно украсить стены квартиры. Методика Гмошинской способна до первого дня рождения научиться рисовать;
Образовательная методика «Добрые сказки»
В основе развивающей программы Скребцовой-Лопатиной лежат давно забытые сказки всех народов мира. Дидактические материалы подобраны так, чтобы воспитывать у подрастающего поколения чувство справедливости, открывать творческие способности, привить любовь к миру, людям и животным. Методика посвящена именно духовному воспитанию, без развития умений писать и считать.
Методика Масару Ибука
По мнению инженера, до 3 лет нужно заложить крепкий фундамент для интеллектуального развития ребёнка. Задача разработчика методики – выращивать не гениев, а счастливых людей.
Ученики Ибуки умеют плавать, знают языки, музицируют, прекрасно успевают по всем предметам. В основе обучения любому навыку должен лежать интерес. Японца критикуют за допущение лёгких шлепков детям до 3 лет.
Программа «Школы семи гномов»
Каждому детскому возрасту до 12 лет посвящена отдельная книга. В процессе выполнения заданий у детей развивается логика, мышление, грамота. Они познают окружающий мир и учатся любить его. Героями книжек являются гномики разных цветов, ведущие за собой маленьких испытателей. Любой из родителей может найти в пособии много важных советов и увлекательных развлекательных игр для занятий с крохой.
Японская методика развития навыков kumon
Чтобы получить развитого ребёнка, прекрасно подготовленного к школьным занятиям, нужно приобрести тетради Кумон. С их помощью легче освоить навыки вырезания, склеивания, умения держать карандаш, выводить буквы и осваивать азы сложения и вычитания. В методике участвуют полсотни тетрадей для развития по каждому направлению в определённом возрасте. Задания расположены по мере усложнения.
Другие авторские методики
Список развивающих методик можно продолжать. Кроме вышеперечисленных, существует множество других:
- «После трёх уже поздно» – книга о занятиях с младенцами;
- динамическая гимнастика поможет развивать ребёнка физически, основываясь на опыте предков;
- музыкальная программа Виноградова подготовит ребёнка к восприятию классической музыки;
- музыка Железновых поможет вечером уложить спать под колыбельную, использовать потешки для подвижных игр, изучать алфавит и обучиться счёту.
Ознакомившись с основными методиками развития детей раннего возраста, родители вправе выбрать подходящий вариант. Ещё лучше скомбинировать несколько понравившихся способов с учётом собственных возможностей и индивидуальных особенностей малыша.
Мы будем знакомить читателя с отдельными методиками раннего развития подробнее.