Как развивать ребёнка, используя методику Никитиных

Сознательные родители понимают, что развивать способности ребёнка нужно с младенчества. В этом деле можно использовать опыт, доказавший состоятельность. Хорошо зарекомендовала себя методика Никитиных, согласно которой дети способны умственно развиваться во время игры с увлекательными игрушками, поднимаясь ступеньками творчества.

Кто такие Никитины

Лена Алексеевна и Борис Павловича вырастили семерых детей. Воспитание детей Никитины воплотили в авторскую методику раннего развития, опираясь на свой практический опыт. Их наработки не вписывались в советскую систему воспитания. Но после публикации в 1962 году первой статьи наработками Никитиных заинтересовались за рубежом.
Дети педагогов показали прекрасные результаты, занявшись математикой и письмом практически с 3-летнего возраста. Никитины никогда на них не давили, предоставляя полную свободу действий и уделяя большое внимание физическому развитию. Своими наработками супруги предложили воспользоваться и другим родителям.

Принципы воспитания по Никитиным

Педагоги не собирались делать из своих детей гениев. Им хотелось, чтобы наследники выросли самодостаточными людьми с ярким желанием созидать. В основе методики лежат принципы, что ребёнок должен развиваться естественным путём. Для этого на стенах детской нужны буквы, числовые таблицы, карта мира.

Педагогические идеи Никитиных

Родители только предлагают задачу, а дети самостоятельно выбирают вариант её решения, проявляя творческий подход. Такое взаимодействие позволяет вырастить гармоничную личность.
В детском саду Никитина ставили во главу воспитательного угла развитие творческой личности. Поэтому и свою систему разрабатывали с учётом гармоничного интеллектуального и физического развития детей с раннего возраста.

Как вызвать желание заниматься

Супруги разработали целый комплекс развивающих игр. Задания позволяют по мере взросления ребёнка повышать уровень сложности. Например, полуторагодовалые младенцы способны выстраивать дорожку из однотонных кубиков Никитина, развивая мелкую моторику. В 3-4 года они уже учатся выкладывать узоры из разноцветных кубиков.

Основные задачи методики:

  • формирование самостоятельности;
  • осознание понятий «цвета» и «геометрические фигуры»;
  • развитие логического мышления и памяти.

Занятия происходят в игровой форме, вызывая живой интерес у воспитуемых.

Отношение к здоровью детей

Дети Никитиных редко болели, так как родители обливали их холодной водой, водили босиком по снегу и проводили методы закаливания.

Отношение к способностям детей

Никитины предлагали детям игры, не разглашая правил. Малыши должны были внимательно следить за родителями и подключать все свои способности, чтобы разобраться, что и как нужно делать.

Открытие нового педагогического закона НУВЭРС

Наблюдая за развитием родных детей, Борис Павлович пришёл к открытию педагогического закона. НУВЭРС расшифровывается как необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Борису Павловичу удалось разработать методику, как уменьшить уровень влияния данного закона на торможение развития интеллекта подрастающего поколения.

Физическое развитие ребёнка по методике Никитиных

Для комплексного развития потребуются шведская стенка, турникет, скакалки, мячи и другие атрибуты, для физического развития.
Рука об руку с физическим развитием должно идти трудовое. Для этого организованы домашние мастерские с детскими инструментами.

Интеллектуальное развитие ребенка

Для умственного понадобятся кубики, головоломки, конструктор, развивающие доски. Ребёнок получает задание и приступает к выполнению любым выбранным им способом.
Развивающих игр должно быть много, считали Лена и Борис. Они создали не только теоретические наработки, но и предложили конкретные игровые пособия, предлагаемые другим родителям для использования в развитии детей.

Описание развивающих заданий

В арсенале семьи Никитиных присутствует множество полезных пособий, которые можно сделать своими руками.

Самые популярные игры Никитина

«Кирпичики» позволяют ознакомиться с основами черчения;
«Внимание» тренирует память и учит способности видеть детали;
«Сотни» – таблица помогает научиться считать;
«Узелки» развивают мелкую моторику и логическое мышление;
«Таблица Пифагора» помогает усвоить таблицу умножения;
«Термометр» знакомит с положительными и отрицательными числами;
«Часы» необходимы для формирования понятий «часы» и «минуты».

Рамки и вкладыши

Набор состоит из 16 рамок и подходящих для них геометрических фигур. Младенцам можно предлагать одну рамку и одну фигуру, чтобы попытались их объединить. По мере взросления предлагается уже целый набор для выбора соответствующих элементов для каждой из рамок. В 4-5 лет задание усложняется просьбой обвести фигуры по контуру, заштриховать вкладыши и т.д.

Сложи узор

В наборе – 16 кубиков с разноцветными гранями. Некоторые из них однотонные, но есть и двух-, трёх- и даже четырёхцветные. Окрас изменяется по диагонали или разделён по прямой. Малыш должен сложить узор. На первых порах делается копия по книжке-инструкции. Со временем ребёнок начинает проявлять фантазию, придумывая собственные варианты.
Детей до 2 лет родители просят повторить за ними простую конструкцию, например, поезд. К 4 годам ребёнок способен создать по шаблону гармоничный узор с учётом цветов кубиков. Усложнённым вариантом задания будет создание узора как на картинке, с применением других цветов. Высшим пилотажем станет придумывание собственного узора.
Нельзя ставить перед сыном или дочерью план по количеству узоров. Пусть делает столько, сколько захочет, – один, три, пять, десять.

Сложи Узор

Сложи квадрат

Набор из 12 квадратов позволяет развиваться по трём уровням сложности. Каждое изделие обладает выбранным цветом и разрезано на неправильные кусочки. Задача малыша – собрать игру Никитиных «Сложи квадрат» в единое целое, получив правильную геометрическую фигуру. Для этого придётся выбирать детали одного цвета из общей массы.
Двухлеткам можно предлагать складывать однотонный квадрат из трёх частей. В дальнейшем постепенно переходить на увеличение фрагментов до 5-6-ти. Самые сообразительные дети способны сложить головоломку из 7 частей.

Уникуб

В набор входит 27 кубиков с разноцветными гранями. Взрослые придумывают задание – построить крепость, выложить фигуру гранью одного цвета и т.п. Заниматься таким образом можно, начиная с 1,5 лет. Для начала предлагать сложить кубики в коробку, затем постепенно усложнять задания, руководствуясь книжкой-инструкцией.
Вмешиваться в процесс родители не должны никоим образом, даже если кажется, что малыш делает что-то неправильно. Возможно, это просто нестандартное решение. Задача взрослых – сформировать задание и похвалить за его успешное завершение.

Точечки

Необходимы для развития математического мышления. Игра состоит из 44 квадратов разных цветов, на которых изображены цифры и точки, выложенные в виде геометрических фигур. Чтобы правильно разложить карточки, ребёнок должен ориентироваться в цветах, цифрах и количестве точек.

Дроби

Набор из 12 кругов разных цветов. Присутствуют целые круги и разделённые на сегменты. Вариантов игр Никитиных может быть несколько:

  • распределить части по цветам;
  • составить круг из долек одного цвета;
  • чередовать цвета сегментов;
  • разложить частички от меньшей к большей;
  • выложить стопочку.

Как развивать ребёнка, используя методику Никитиных

Такие игры позволят сформировать представление о дробях, которые детям в школе обычно даются с большим трудом.
Начинать лучше с 3-летнего возраста и практиковать до 7 лет. Если ребёнок не справился с поставленной задачей на данном этапе, подсказывать не следует. Лучше вернуться к этой головоломке через 2-3 месяца.
Занятия «по Никитиным» станут прекрасной подготовкой к будущим школьным урокам. Они приучают малышей к самостоятельному принятию решений, опираясь исключительно на собственные силы и интеллектуальные возможности.

Достижения и плюсы системы Никитиных

У воспитания по-никитински много сторонников, но присутствуют и противники. Кратко охарактеризовать плюсы воспитательной методики можно так:

  • формирование логики;
  • совершенствование пространственного мышления;
  • развитие фантазии;
  • улучшение памяти;
  • становление сообразительности;
  • воспитание настойчивости;
  • получение умений искать нестандартный выход решения.

Эти навыки помогает детям легче воспринимать обучение в школе.

Ошибки Никитиных и минусы системы

Но ориентироваться исключительно на методику Никитиных в воспитательном процессе нельзя. Она имеет ряд недостатков:

  • учит взаимодействию с родителями, но не со сверстниками;
  • не даёт разностороннего развития;
  • не готовит к будущей школьной жизни;
  • чрезмерная нагрузка на мозг провоцирует усталость;
  • отсутствуют сюжетно-ролевые игры.

Поэтому родителям, решившим воспитывать своих чад по методике Никитиных, следует давать детям время на отдых, играя в другие игры и организовывая общение с ровесниками.

Последователи.

В народных массах книги Никитиных пользовались небывалым успехом. Но государство чинило всяческие препятствия развитию этой методики. Главу семьи постоянно увольняли с работы, игры запрещались для использования в детских садах.
В итоге последователями принципов воспитания стали только дети Елены и Бориса. Хотя в Германии книги передовых педагогов перепечатываются до сих пор. А в Японии система Никитина наоборот широко развита.

В книгах Никитины утверждали, что умственного развития не удастся добиться без физического. Поэтому у них дома было множество детских спортивных снарядов. Каждый ребёнок сам выбирал, на каком из них ему хочется заниматься в данный момент.
Не нужно зацикливаться исключительно на данной системе. Чтобы добиться гармоничного развития личности маленького человечка, используйте и другие развивающие методы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 3
  1. Олег

    Очень добрый и полезный сайт. Спасибо!

  2. Сергей

    Интересная методика, недостатки есть в любой, главное их не скрывать и заполнять пробелы. По моему, есть что взять на вооружение родителям :idea:

  3. razvivawki (Автор)

    :idea:

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: