О методике Глена Домана

методика раннего развития детей от Глена Домана

Гленн Доман родился в 1919 году в Филадельфии. Получил высшее образование по специальности врач — физиотерапевт. Изначально его внимание привлекает детский мозг и его развитие. Совместно с группой единомышленников, он занимается с детьми, получившими травмы мозга при рождении, поражения центральной нервной системы. В 1955 году был основан Институт Развития Человеческого Потенциала, основной базой которого, стали многочисленные наблюдения, методическая работа, лечение и реабилитация маленьких пациентов, сложившаяся в единую методику. Уже в 1960 году о методике Домана было заявлено открыто, о ней стали узнавать по всему миру. Это был совершенно новый, инновационный подход к лечению первопричины болезни, дающий положительные результаты. Гленн Доман вел активную работу, разрабатывая новые и совершенствуя имеющиеся программы и методики.

Суть методики

Анализируя результаты своей работы Г.Доман пришел к выводу, что его методика раннего развития подходит абсолютно всем детям. Суть методики заключается в том, чтобы показывать специальные карточки для детей, разделенные на темы (животные, растения, овощи, фрукты и т.д.). Карточки составлены на все предметы, которые нас окружают. На каждой карточке нарисовано изображение предмета и его название красными буквами. Взрослый показывает карточку в течении 1-2 секунд и четко проговаривает название предмета.
Именно с рождения ребенок начинает активно интересоваться окружающим миром, жадно рассматривая и хватая все вокруг, это и есть самое лучшее время для начала занятий. Уже с 3 месяцев, дети способны фокусировать внимание на предмете и можно начинать им показывать карточки Дамана для самых маленьких.

Основные положения, тезисы

Основные положения, за счет которых происходит прогресс в занятиях это:

  • активная работа мозга;
  • постоянная работа с ребенком;
  • естественное желание ребенка воспринимать все новое;
  • физическое развитие ребенка.

Основные принципы и правила обучения

Родители и учителя обязательно должны соблюдать правила при проведении занятий:

  • проводить занятия регулярно;
  • не навязывать и не заставлять ребенка;
  • прекратить занятие, если видите, что ребенок устал или у него нет настроения;
  • хвалить малыша во время занятия;
  • заниматься в спокойной обстановке;
  • не проводить проверку изученных знаний.

Формат занятия должен быть игровым, в комфортных условиях, с хорошим настроением. Если малышу стало скучно, не нужно его заставлять. Результаты ваших занятий, малыш обязательно продемонстрирует сам, не нужно спрашивать и устраивать экзамен по пройденному материалу.

Как правильно заниматься

Самое важное, это последовательность занятий. Для начала выбираем тему блока, учитывая способности и физическое состояние малыша. Проходить блок нужно до конца и только потом переходить на новый.

Как работать с карточками

Вы определяете какая тема более актуальна для малыша в данный момент, например «игрушки». Это для того, чтобы ребенок мог видеть в реальной жизни те предметы, которые вы будите ему показывать. Для первого занятия выбираете 5 карточек из комплекта. Каждую карточку показываете 1-2 секунды и громко произносите название предмета. Эти показы необходимо повторить еще два раза за день. Таким образом, вы демонстрируете карточки в три подхода, то есть 15 просмотров за день. Промежуток между занятиями должен быть минимум 30 минут. Такой системы придерживаемся в течение 3 дней, затем меняем одну карточку на новую и так пока не изучите весь выбранный блок.

График занятий

Конечно занятия должны быть систематическими, лучше всего выбрать время утром в обед и вечером. Но не стоит отрывать ребенка от какой-то интересной игры, ради занятия. Лучше подождать, когда он будет готов. Занятия не должны быть в тягость и родителям, иначе ребенку передастся ваше раздражение и он будет нервничать вместе с вами. Гленн Доман рекомендует проводить занятия в одно и то же время, тогда это войдет в привычку и подсознательно организм малыша будет готовиться к восприятию информации.

Чему можно научиться по методу Гленна Дамана

Методика Гленна Дамана включает в себя три направления: интеллектуальное развитие ребенка, физическое, обучение чтению и счету. Принцип обучения у всех методик одинаков. Немаловажная составляющая его методики — это физическое развитие ребенка. Между моторикой и умственной способностью существует прямая взаимосвязь. Таким образом, чем лучше физическое развитие, тем лучше мозг воспринимает умственные нагрузки.

Комплекс физических упражнений разработан для разных возрастов.

От 0 до 2 месяцев

В этот период занимаемся формированием рефлексов, готовим малыша к навыкам ползания и ходьбы. Занятие проводится в течение 10 минут.

  1.  Предложить ребенку для захвата какой-то предмет (палочку, либо свои пальцы) и как только он крепко обхватит своими пальчиками, поднимать его наверх.
  2. Вращение и подкидывание малыша в разных плоскостях(динамическая гимнастика). Развитие вестибулярного аппарата очень важно.

От 2 до 7 месяцев

К предыдущим двум упражнениям добавляем время выполнения, теперь оно составит 15 минут.

Двигательное упражнение: Поместить ребенка в специальный трек, перед ним поставить игрушку. Малыш должен проползти за этой игрушкой. Ежедневно расстояние между игрушкой и ребенком увеличиваем.

ползунок

От 7 месяцев до 1года

  1. Ползание на четвереньках. Чем чаще, тем лучше, но не менее 4 часов в сутки.
  2. Вис на перекладине со страховкой родителями. Выполнять в течение дня, от 10 до 15 раз.
  3. Динамическая гимнастика.

От 1года

  1. Ходьба. От нескольких шагов до 30 минут в день.
  2. Упражнение на перекладине.
  3. Тренировка равновесия.

Правила проведения упражнений

Ребенок должен быть одет в удобную одежду, не сковывающую движения. Самое главное, обеспечить малышу идеальную среду для занятий.
Занятия проводятся в игровой форме.

Развитие чувства баланса и равновесия

Специально разработанная динамическая гимнастика подразумевает развитие у малыша чувства баланса. Ребенок адаптируется к разным положениям тела. При ползании по треку, желательно подбрасывать ему различные препятствия, чтобы он преодолевал их. Обучившись этим навыкам, ребенок с легкостью освоит ползание и научится ходить.

Научиться читать и писать по методу Дамана.

Метод обучения чтению, значительно отличается, от привычного нам чтения по слогам. По мнению Дамана, дети гораздо лучше усваивают слова целиком. Конечно, начинать нужно с простых слов. Обучение можно проводить по следующей схеме:

  • выбрать пять карточек одной темы и прочитывать их по три раза в день;
  • в первый день озвучьте ребенку 5 карточек одного набора слов три раза, итого получиться 15 раз;
  • во второй день озвучьте те же карточки 3 раза и 5 новых карточек еще 3 раза, итого получиться 6 подходов и два комплекта;
  • в третий день: три набора карточек и 9 подходов;
  • в четвертый: 4 набора карточек и 12 подходов;
  • в пятый: 5 наборов карточек и 15 подходов занятий;
  • на 6 день добавляете еще один набор карточек, но из предыдущих пяти наборов убираете по одной карточке;

По такой схеме вы всегда будете добавлять новые карточки. Когда слова будут изучены, добавляем словосочетания, а потом уже и целые предложения.
Метод обучения счету схож с методом обучения чтению. Поскольку дети не воспринимают цифры, Гленн Доман предложил визуализировать счет красными точками. Для обучения счету разработано 100 карточек с точками от 1 до 100, расположенными в хаотичном порядке. Первоначально ребенка знакомят с понятием количества. Наиболее важные блоки цифр от 1 до 5 и от 5 до 10. На них следует особенно сконцентрировать внимание. Знакомство с основными принципами сложения и вычитания, также происходит с помощью карточек с точками и символов сложения, вычитания и равно.

карточки Г Домана счет

Плюсы и минусы методики

К плюсам метода Гленна Дамана можно отнести:

  •  проходя систематическое обучение, ребенок к школьному возрасту имеет прочный запас знаний и навыков.
  •  физически развитый ребенок менее подвержен болезням, устойчив к стрессам и организован;
  •  ребенок не предоставлен сам себе, а находится в постоянном контакте с родителями;
  •  не требует контроля пройденного материала, поскольку терапия имеет накопительный характер, и результат проявиться сам по себе. Ваша кроха продемонстрирует все свои знания в подходящий для этого момент;
  •  доступность обучающего материала, который можно купить в магазине, либо сделать своими руками;К минусам методики относятся следующие пункты:
  •  максимальная нагрузка ложиться на родителей. Ведь именно им предстоит находить время, среди бытовых дел и спокойно, без спешки заниматься со своим чадом;
  •  у ребенка сокращается время на общение со сверстниками, свои игры, хотя если посчитать, то все занятия за день занимают максимум 30 минут;
  •  существует мнение, что нагрузки на мозг могут привести к головным болям у ребенка;
  •  в данном методе задействованы только зрительная память и слух, малыш автоматически запоминает то, что ему показывают многократно, при этом не развивается творческая сторона мышления для которой нужно рисовать, лепить.

Польза или вред

Все методики раннего развития детей имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Поскольку каждый малыш индивидуален, то и применение методики должно быть адаптировано под вашего малыша. Именно вы оцениваете состояние своего ребенка, обращать внимание на его поведение и состояние здоровья.  Для того чтобы не навредить своему чаду, можно проконсультироваться с педиатром, убедиться, что нет противопоказаний для занятий.

Когда лучше начинать занятия по методу Домана

Наиболее активное развитие мозга ребенка происходит в первые шесть лет жизни. Доман считал, что начинать занятия можно уже с трех месяцев. Занимаясь регулярно, вы получаете отличную платформу знаний к школьному возрасту. Для детей старше 6 лет методика практически не эффективна.

Как применять методику в домашних условиях

Система не требует каких-то особенных тренажеров и приспособлений для занятия. Все материалы можно изготовить самостоятельно. Так же и для физических упражнений можно обойтись домашним инвентарем. Если вы готовы потратить свое драгоценное время на развитие своего малыша, то нет ничего проще использования данной методики.

для здоровых детей
методика Г Домана для здоровых детей

Методика Гленна Дамана для здоровых детей

Занимаясь с детьми, имеющими какие-то нарушения в развитии, автор методики заметил, что к обучению охотно присоединялись и здоровые дети этих же родителей. Именно тогда он задумался, что его методика вполне подойдет и для здоровых детей. Результат его трудов — это многолетний опыт практического применения и наблюдение за результатами его маленьких пациентов.

Мнения специалистов

Как и любая другая методика Гленна Дамана имеет своих сторонников и противников. Врачи-специалисты заточены скептически относиться ко всему, что дополняет естественное развитие ребенка. Основным аргументом их отрицания, является большая нагрузка на мозг малыша. Возможно, в этом есть доля правды, ведь не зря природой заложено последовательное развитие, при котором сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом за движение и только потом за эмоции, волю и чтение. Возможно, если нарушить эту последовательность, может произойти, так сказать, сбой системы. В дальнейшем проявится психологическое напряжение или если у ребенка склонность к психическим нарушениям, то они тоже могут проявиться в детском возрасте. Хотя при нормальном развитии и уходе могли бы не проявиться, либо возникнуть уже в старости. Наряду с мнениями врачей, мы изучили и отзывы родителей. Среди них больше положительных.
Методика Дамана — система сочетания умственного и физического развития. Для того чтобы получить результат, нужно заниматься ежедневно. Родители должны оценить свои возможности и цели которые преследуют. Заниматься или нет, это ответственный выбор родителей. Соблюдая систему занятий, обязательно учитывайте состояние ребенка, исключите любое насилие, чтобы занятия приносили только положительные эмоции. Необходимо хвалить ребенка за малейшие успехи и просто за то, что был внимателен во время занятия. И приступайте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 2
  1. Станислав

    Отличная методика, рекомендую :idea:

    1. Лена

      У нас с дочкой тоже хорошо легло. Математика так и пошла в рост. В школе — углублена, в Вузе — факультет.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: