На первом году жизни малыш интенсивно растет и развивается. Он еще совсем недавно был в пеленках, с трудом фокусировал взгляд и уже говорит первые слова, начинает ходить и активно знакомиться с окружающим миром. К году родители начинают волноваться: правильно ли развивается малыш, что он должен уметь делать?
Что должен уметь ребенок в 1 год
Дети первого года очень любознательны и во всем подражают родителям. Поэтому, даже если ребенок вроде бы и не слушает, то он все равно будет копировать ваше поведение.
Базовые навыки
Что должен уметь ребенок к году жизни — малыш уже сидит, стоит самостоятельно или при поддержке, свободно ползает и делает первые шаги. С помощью взрослых он может ходить по лестнице, забираться и спускаться с дивана. Он все чаще находится в вертикальном положении и продолжает изучать этот мир.
Важно! Обретя свободу движений малыш хочет все больше быть самостоятельным. Он учится пользоваться ложкой, пить из поильника, чашки, может сам стягивать с себя шапку или носки.
Психомоторное развитие ребенка первого года жизни
Развитие ребенка в год — дети интересуются игрушками, которые складываются и разбираются, к примеру, пирамидками, кубиками. Некоторым малышам интересно листать книги, прятать и находить предметы. Они уже знают и произносят 10—15 слов, различают животных и помнят как зовут маму и папу. Малыши понимают простые просьбы — «подойди», «дай».
Годовалый малыш может протянуть игрушку другому ребенку. При этом он может смеяться или лепетать. С интересом отыскивает игрушку, спрятанную другим человеком.
Физическое развитие
К году дети становятся более активными. Они растут быстрыми темпами и весят 10—12 кг, в рост достигают 72—77 см.
Обычно к этому сроку у них прорезывается до 8 зубов. Поэтому они плачут, беспокоятся, плохо спят ночью.
Как только малыш начинает ходить, у него начинают изменяться стопы. Подушечки исчезают и начинает формироваться свод стопы.
Двигательная активность ребенка. Активные движения. Малыш ползает, встает на колени, на стопы, ходит с поддержкой взрослых. Танцевальные движения. Многие малыши, услышав ритмичную музыку, начинают пританцовывать, иногда и подпевать. Если у вашего ребенка отсутствует реакция на музыку, то покажите ему пример. Ползание. Дети в 12 месяцев быстро перемещаются на четвереньках.
Физические способности годовалых детей: мелкая и крупная моторика.
Если в год малыш не ползает и не ходит, значит мышцы у него недостаточно окрепли. Для общего развития ребенка полезно развивать мелкую моторику:
- Дотягиваться до игрушек;
- Перекладывать игрушку из одной руки в другую;
- Захватывать сразу несколько мелких предметов;
- Брать игрушки пятерней как граблями;
- Брать игрушку указательным и большим пальцами как пинцетом;
- Ставить кубики друг на друга;
- Трясти погремушкой;
- Удерживать игрушку, когда кто-нибудь пытается ее забрать.
Эти несложные действия способствуют психомоторному развитию детей.
Особенности развития девочек и мальчиков в 1 год
С точки зрения психологии мальчики и девочки в 1 год очень похожи. Они интересуются пирамидами, мячиками, сюжетными играми. Имеют почти одинаковые росто-весовые показатели, а психомоторное развитие девочек может быть выше, чем у мальчиков. Дети повторяют действия родителей, поэтому для них интересны игрушки, напоминающие предметы для взрослых.
Интересно! Что умеют девочки в годик? Они начинают раньше говорить и понимать речь. Мальчики, в отличие от девочек, хуже распознают эмоциональные оттенки, в меньшей степени реагируют на музыку и громкие звуки.
Речь и коммуникация
Если 1 год мальчику, что должен уметь:
- Узнавать свое имя;
- Лепетать и произносить повторяющиеся слоги;
- Произносить простые слова осмысленно, соотнеся их с определенными лицами, животными, предметами.
В возрасте 1 год и мальчики, и девочки понимают свыше 20 слов. Обычно 8—10 слов они повторяют за родителями. Это слова — мама, папа, баба, би-би, му-му, дай, на и др.
Коммуникативные навыки ребенка в год
Коммуникативные навыки годовалого малыша связаны с умением проявлять свое настроение, правильно воспринимать речь и интонации, взаимодействовать с другими людьми.
К этому возрасту ребенок:
- Радуется появлению близких;
- Улыбается;
- Узнает близких на фото;
- Повторяет мимику за папой и мамой;
- Плачет при виде незнакомых людей;
- Проявляет недовольство;
- Выполняет просьбы: отнести-принести, открыть-закрыть;
- Может в ответ на обращение выразить реакцию жестом, мимикой;
- Осознает значение слов «можно» и «нельзя».
Самостоятельность и навыки самообслуживания
Что умеют дети в 1 годик — малыш только начинает проявлять самостоятельность, подражая взрослым. Он может:
- Подуть на горячее;
- Удерживать чашку двумя руками и пить из нее;
- Пить и есть из ложки;
- Держать хлеб и откусывать его;
- Утираться полотенцем;
- Помогать одевать себя;
- Снимать расстегнутую обувь;
- Проситься в туалет.
Обучение независимости. В задачу родителей входит поощрение попыток малыша в познании мира и независимости. Главное сделать этот процесс безопасным.
Если ребенок взбирается на стул — защитить от падения. Открывает дверь — проследить, чтобы он не прижал пальцы. Желает есть сам — дать ложку.
Важно! Предоставляйте ребенку возможность самому делать выбор — какую погремушку взять, куда идти на прогулке, с какой горки съезжать. Полезно при этом проговаривать действия.
Умственное развитие
Что умеют делать дети в годик:
· Распознают названия окружающих предметов, звуки животных, повторяют их.
· Выполняют просьбы «возьми», «принеси», «найди».
· Понимают и сильно реагируют на слово «нельзя».
· Жестикулируют — могут помахать рукой при расставании, играют в ладушки, посылают воздушный поцелуй, тянут руки, если просят что-либо дать.
· Годовалые малыши все осматривают, изучают на ощупь и вкус.
· Достают и собирают игрушки в коробки, складывают пирамидки, зачерпывают ложкой воду, кидают мяч, осознанно перемещают предметы.
· Выражают дружеское расположение при контакте с другими детьми того же возраста.
Как развивать ребенка в 1 год
В 1 год дети бурно развиваются и важно помогать им в этом. Обучение простым навыкам самообслуживания, сюжетные игры, развивающие занятия способствуют развитию ребенка и его самостоятельности.
Как способствовать развитию детей: практические советы
Каждый взрослый человек желает, чтобы его ребенок был здоровым и развитым по возрасту. Советы ВОЗ:
- Ребенок в год должен заниматься физической активностью не менее 3 часов в день.
- Сидеть в коляске, переноске, рюкзаке малышу можно не более 1 часа. В это время можно почитать ему книжку, послушать аудиокнигу, поговорить с ним.
- Не следует детям этого возраста смотреть мультфильмы, обращаться с гаджетами.
- У малыша должен быть четкий режим дня, в котором на сон приходится от 11 часов в сутки.
Для развития моторики рекомендуется заниматься с ребенком лепкой, рисованием. Они помогают развить цветовое восприятие и воображение малыша.
Полезны игры с песком. Они способствуют развитию творческой фантазии, восприятию цветов и форм. Совместные игры в песок повышают коммуникативные навыки детей.
Для развития мелкой моторики рук и ног играйте больше с малышом. Применяйте для этого самые разные средства — от воды до мячиков.
Обязательно закаливайте малыша. Сначала проветривайте помещение при смене подгузников, затем поддерживайте в нем температуру 20—22°С. Далее во время купания после теплой ванны обливайте ребенка более прохладной водой. Спинку, грудь и конечности слегка разотрите мягкой махровой рукавичкой. Хорошо оздоравливает организм плавание. Физкультура в воде способствует развитию мышц, скелета, суставов, координации движений и укреплению иммунной защиты. Полезным будет даже купание в ванне с игрушками.
Практические советы
Для того чтобы годовалый ребенок гармонично развивался, приобретал новые навыки, нужно ему в этом помочь:
· Меньше носите малыша на руках, пусть у него будет простор для передвижения.
· Комментируйте для ребенка все, что вы видите.
· Разговаривайте с ним, читайте ему книжки.
· Используйте развивающие и пальчиковые игры (пирамидки, кубики, шнуровка и др.). Можно поиграть в сюжетно-ролевую игру (стройка, гонки и др.).
1 — поощряйте знакомство с окружающим миром
Знакомство годовалого ребенка с миром начинают с детального рассмотрения окружающих предметов, явлений природы. Обсуждение этих простых вещей расширяет его кругозор и словарный запас. Так же у малыша начинает работать память, что способствует развитию речи и внимания. Чем чаще повторяют название игрушек, тем быстрее ребенок их усвоит.
2 — уважайте самостоятельный выбор
В 12 месяцев у ребенка пробуждается самосознание. Он хватает ложку в процессе приема пищи, пробует стянуть носки, которые только надели, переворачивает страницы любимой книги. Это нормальное стремление к независимости. Однако если не дать ребенку самостоятельности в этих вопросах, то потом придется возиться с ребенком намного больше.
Разрешите ребенку самому чистить зубы щеткой, пусть даже поначалу это не будет получаться. Пусть он сам моет руки, а обильная пена превратит это занятие в развлечение.
За столом дайте малышу ложку. Густую пищу он сможет есть сам, правда не все сразу получится.
Позвольте ребенку самому убирать игрушки. Если делать это под музыку, напевая песенку, малыш подумает, что это забава.
3 — вместе развивайтесь физически
Для физического развития малыша полезна утренняя гимнастика. Выполнять ее с папой или мамой значительно интереснее, ребенок будет копировать их действия и выработает полезную привычку регулярно заниматься физкультурой.
4 — учите пользоваться столовыми приборами
В 1 год можно на время кормления давать ребенку в руку ложку. К 1,5 годам он уже хорошо пользуется этим прибором. На следующем этапе ему нужно овладеть вилкой, а потом и ножом.
5 — учите новым словам и счету
Слушая рассказы об окружающих предметах, игрушках, ребенок быстрее запомнит их названия, начнет узнавать и находить. Для улучшения запоминания и освоения счета можно использовать прибаутки и пальчиковые игры.
6 — не отвлекайте ребенка от занятий
Если ребенок увлекся игрой, манипуляциями с каким-либо безопасным предметом, то не нужно его отвлекать. Пусть он сосредоточит внимание на своем занятии, побудет немного в одиночестве. Однако без надзора оставлять годовалого малыша не следует.
7 — запаситесь терпением
В 1 год ребенок становится самостоятельным, любознательным и озорным. Он активно познает мир, ко всему тянется руками и пытается попробовать на вкус. В этот период задача любящих родителей запастись терпением и помогать падать и подниматься, улыбаться, делать ошибки, играть, шалить.
К году жизни детка начинает говорить первые слова, совершает первые шаги, учится общаться с окружающими, приобретает навыки самообслуживания. Давайте простор своему малышу, но не оставляйте его без присмотра. Любите его, но позволяйте развивать самостоятельность.