Семья Железновых всю жизнь занимается музыкой. Сергей Станиславович после окончания консерватории преподавал в московских педвузах и детских музшколах. После этого стал заниматься студией «Музыка с мамой». Екатерина Сергеевна получила два диплома – преподавателя музыки и методиста, поступив после этого в аспирантуру. Работает вместе с отцом.
Екатерина Железнова вместе с Сергеем Станиславовичем разработали серию занятий «Музыка с мамой», способствующую раннему развитию детей. Музыкальные игры малышей с родителями могут проводиться в течение дня, развлекая и увлекая мелодикой, ритмом и часто повторяющимися словами.
Цикл песенок Железновых, почему его выбирают педагоги и родители
«Музыка с мамой» Железнова разработала вместе с отцом для дошкольников. В программе:
— потешки;
— песенки для игрового массажа;
— логоритмика;
— песни с движениями для малышей;
— звукоподражание;
— звукоподпевание;
— пальчиковые игры;
— зарядка (гимнастика);
— подражательные движения;
— музицирование;
— физкультминутки;
— сказки-шумелки;
— песенки для знакомства с буквами и цифрами;
— песенки для обучения игре на металлофоне и синтезаторе и т.д.
Простота и доступность подобных упражнений, при этом высокая эффективность методики спровоцировала её широкое применение как в детских учебных заведениях, так и в домашних условиях. Занятия по общему развитию одинаково интересны как мальчикам, так и девочкам.
Принципы методики Железновых заключаются в становлении:
— идеального музыкального слуха;
— речевой, слуховой и двигательной памяти;
— чувства ритма;
— мелкой моторики.
Занятия происходят в форме игры при эмоциональном контакте со взрослыми и взаимодействии с ровесниками.
Логоритмика Железнова применяется не только дома. Её берут на вооружение логопеды, руководители хоровых и танцевальных студий, преподаватели музыкальных школ.
Игровая деятельность под музыку позволяет сформировать:
— умение распределять внимание;
— взаимодействие двух полушарий головного мозга;
— эмоциональную составляющую;
— воображение;
— творческую фантазию;
— музыкальные способности.
Игротерапия способна предотвращать развитие неврозов и бороться с детскими комплексами.
Для какого возраста
Предназначаются песни Железновой для самых маленьких детей. Вначале методика разрабатывалась с целью выявления музыкальных способностей у 3-5-леток. В дальнейшем удалось разработать целый ряд учебных пособий и аудио-программ для домашнего употребления с детьми 0,6-6-летнего возраста.
Развивающее музыкальное занятие для малышей
Осознав, что далеко не всегда одарённые ребята хотят заниматься музыкой, в конце ХХ века Железновы начали создавать подвижные игры-песенки для общего развития. Процесс такого обучения с детьми раннего возраста приносит положительный эмоциональный заряд. Каждая мама может заниматься со своим сыном или дочерью, превращая музуроки в увлекательную игру.
Начинать 20-минутный урок лучше с приветственной песенки с определённым рядом движений. Далее идёт игра-разминка, по возможности, с применением музыкальных инструментов и повторением движений за мамой. Далее на выбор применяются:
— пальчиковые игры;
— жестовые;
— игровой массаж;
— игры с предметами;
— подражательные потешки;
— игровая гимнастика;
— танцы.
Песенки желательно обыгрывать как театрализованное представление, чтобы повысить интерес дошкольника к музыкальным упражнениям.
Плюсы методики
Зарядка для малышей и другие упражнения по Железновой имеют целый ряд преимуществ:
— развивают вокальные данные и речь;
— улучшают мелкую моторику;
— формируют правильную осанку;
— обеспечивают двигательную активность;
— способствуют развитию памяти;
— помогают социализировать ребёнка в коллективе;
— усиливают вербальную связь с мамой.
Недостатки
Прямых недочётов у логоритмики для малышей нет. Есть только определённые замечания:
— ряд стишков трудно запоминаем;
— встречаются сложности с повторением движений;
— действия по строгой инструкции лишают ребёнка возможности творческого подхода;
— однотипные стишки могут быстро надоесть.
Что еще почитать
Семья Железновых разработала множество методических пособий «Музыка с мамой» для занятий с детками. На видео- и аудиодисках записаны простые песенки для подражания:
— «Ёжик».
— «Дятел».
— «Три медвежонка прыгали».
— «У жирафа».
— «Рельсы-рельсы» и множество других.
Обычно в альбоме записан вариант для пропевания, затем идут нотки и после даётся караоке версия, чтобы мама с малышом могли исполнить песенку самостоятельно.
Существует приложение Piano for Playschool для детей 3-6 лет, позволяющее родителям проводить музыкальные занятия по методике Железновых дома, на прогулке, в дороге.
Почерпнуть ритмичные потешки можно из книг Е. Железновой:
— Альбомы-раскраски с нотками «Бим-бом», «Чижик».
— «Наша-то Катюша умная была…»
— «А под пальмой краб сидит…»
— «Паучок ходил по ветке…»
— Собрание пальчиковых игр «Тюк-тюк кулачок».
Песенки, сопровождаемые движениями можно применять для игры с малышами без ограничений. Это поможет развитию подрастающего поколения в плане музыкальных способностей, слуха, речи.