Что такое раннее развитие. Проблемы раннего развития ребенка

развитый ребенок
На первый взгляд раннее развитие ребенка — это освоение им каких-либо навыков раньше своих сверстников. И хорошо бы, чтобы эти самые навыки можно было легко и непринужденно продемонстрировать друзьям и знакомым. Счет, чтение, энциклопедические знания… Легко измеряемые впечатляющие зрителя вещи.
Труднее проявить такие умение как делать выводы, одолевать препятствия, делиться игрушками.

Определитесь со своей целью

Говоря «раннее развитие», в большинстве случаев подразумевают развитие интеллектуальных способностей. 
Мы живем в «информационном обществе», где большую часть деятельности занимает работа с информацией, направленная на ее производство, хранение, переработку и реализацию. Поэтому интеллект на сегодня очень важен.
 «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее» — крылатое выражение Льюиса Кэрролла хорошо характеризует наше динамичное и непростое время.
Из этого напрашивается вывод, что ребенка нужно обучать уже с пеленок, закладывать успешную карьеру и благополучие жизни. Это даже вошло в моду, и все чаще можно встретить ребенка, уже с двухлетнего возраста посещающего различные кружки – сначала чтение и рисование, чуть позже иностранный язык, музыка, спортивные секции…
Родители с завышенными ожиданиями часто понимают раннее развитие как прогресс интеллектуальных функций, идущий с опережением средневозрастных норм. Предполагается, что в результате специальных стимулирующих методик малыш может достичь более высокого развития внимания, памяти, моторики, раньше научиться осмысленно говорить. Педагоги приложат максимум усилий, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу, научат всему, что попросите. Можно подумать, что в результате усилий педагогов, психологов, воспитателей такие функции как внимание, память, речь могут развиться за меньшее время, с опережением.

Звучит неплохо, но многие специалисты с осторожностью относятся к возможности «взрывного роста» интеллектуальных способностей. Ведь наш мозг развивается неравномерно, особенно у маленьких детей. Резкое развитие в той или иной области бесполезно, если не сформированы отвечающие за нее отделы головного мозга. При данном подходе преждевременная и интенсивная тренировка провоцирует «импортозамещение» естественных потребностей в развитии. Нередки ситуации, когда «вундеркинды», в пять лет знающие несколько языков, играющие на музыкальных инструментах и крутящие пируэты, испытывают большие сложности с социальной адаптацией. Им недостает навыков общения, они зажаты и скованы, имеют проблемы со сном. Это обусловлено недоразвитостью их эмоционального интеллекта. А он, в свою очередь, активно формируется как раз в раннем детстве – через общение с мамой, с папой, потом с другими детьми и взрослыми. Поэтому так важно поэтапное развитие всех функций жизнедеятельности, а не бег впереди поезда.

Естественное развитие ребенка

В первые три года мозг человека развивается наиболее интенсивно. К трем годам объем мозга ребенка составляет уже 80% от мозга взрослого человека. Из этого факта родилось предположение, что овладение большим количеством навыков и информации в раннем возрасте приводит к высокому интеллекту или даже одаренности.
Однако мозг развивается с течением времени, постепенно.
  • Прежде созревают нервные центры, руководящие дыханием и пищеварением
  • следом — движением и восприятием
  • только потом — отвечающие за эмоциональный контроль и волевые процессы
  • Восприятие символов созревает одним из последних (это как раз про буквы и цифры).
Если нарушить эту последовательность, начать активно развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребенка может отдалиться от нормы и привести к серьезным последствиям.

нужно ли раннее развитие

Нужно ли ребенку раннее интеллектуальное развитие

Повышенное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови в коре головного мозга. Снижается кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, ни к чему хорошему это не приводит. Активное развитие лобной доли, отвечающей за символическое мышление, тормозит развитие всех видов восприятия, а значит и сенсомоторного интеллекта.
Если малыш в два года читает и узнает произведения отдельных классиков изобразительного искусства — это впечатляет. А то, что он не умеет, общаться с детьми, играть вместе, одеваться, ходить в туалет, другими словами высокий интеллектуальный потенциал в сочетании с низким уровнем социализации, эмоциональной нечувствительностью, — кажется пока не столь важным. Это потом выясняется, что гению жить совсем не просто. Это потом синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. 

Раннее или своевременное

Мы будем определять раннее развитие — как можно более раннее гармоничное развитие разных зон мозга, гармоничное включение в работу разных его участков, активизацию образования нейронных связей. Стремиться к разностороннему развитию и достигать его при помощи различных видов деятельности и методик использующих различные виды взаимодействий и подходящих инструментов.
В основе такого развития простой принцип: чем раньше родители начнут заниматься с ребенком, тем легче ему будет развивать свои навыки и способности, вовлекаться в познавательный и учебный процессы. Главное — стимуляция естественного процесса развития, в основе которого лежат три сферы:
  • эмоциональные отношения с окружающими – ваш малыш учится осознано проявлять свои эмоции и различать эмоции других людей;
  • двигательная активность ребенка. Сенсомоторная сфера – ребенок познаёт связь между органами чувств и движениями собственного тела;
  • его первичная исследовательская деятельность Интеллектуальная сфера – самая сложная и самая долгожданная для многих родителей. Дитя подросло и научилось произносить отдельные слова. Далее идет пополнение словарного запаса, первая логично построенная фраза, обучение чтению и счету.

Для гармоничного развития ребенка необходимо обеспечить правильное взаимодействие этих сфер. Этому способствуют самые разнообразные упражнения в формате игры.

Ведь воспитание означает не воздействие, а взаимодействие. Малышу необходимо ваше искреннее внимание и участие в его деятельности! Основной принцип воспитания означает познание с интересом и воодушевлением. Вы — главный путеводитель ребенка в этом мире. Позвольте своему ребеночку пройти все этапы развития гармонично и последовательно. Выбирайте те методики развития детей, которые учитывают последовательность формирования нейронных связей мозга. 

Логическое мышление малыша необходимо мягко стимулировать. Хорошим решением будет постепенное усложнение самых древних игр, например «ладушек». Когда ребенок научится повторять за вами хлопки ладошами, переходите к произнесению отдельных слогов следующих за хлопком, потом слов и т.д. Музыкальные игры и танцы прекрасно развивают внимание и укрепляют опорно-двигательный аппарат. Важно также уделять внимание развитию мелкой моторики, для этих целей подарите малышу пальчиковую краску, набор детского пластилина и устраивайте дни разукрашивания и лепки.

Существует великое множество самых разнообразных традиционных и самобытных методик развития. Некоторые были созданы еще в позапрошлом веке и уже прошли испытание временем, а некоторым это еще только предстоит. Каждая из методик имеет своих последователей и противников. Избрать какую либо из них, или же идти по собственному пути – выбор исключительно на совести родителей. 

Дело не в том, сколько и чего будет знать малыш, а в том, каким он вырастет — любознательным и творческим или тем кто много о чем слышал, но ничего не хочет.
Заниматься с ребенком стоит ради его благополучия, а не для того, чтобы было что предъявить друзьям и знакомым. Ребенку нужно помочь развиваться в его собственном темпе. От родителей требуется активное, деятельное участие в этом процессе. В этом смысле принципам раннего развития более трех тысяч лет.  

пятьтысяч лет раннему развитию

 

Любознательные, активные дети, которые увлеченно занимаются изучением окружающего мира, как правило, достигают больших успехов в развитии. И эти успехи, как и позитивное отношение к обучению, закрепляются надолго.

Зачастую, методы развития и воспитания детей одного поколения, напрочь отвергаются следующим поколением, и наоборот. Этот процесс обречён длится вечно. Незыблемым в данном вопросе остаётся только одно. При выборе методов развития и воспитания своего чада, каждый начинающий родитель обязан руководствоваться основным принципом – все методики развития должны строиться через игру и неподдельный интерес малыша, а новые занятия начинаются только по мере его развития. Правильное ненасильственное развитие своего ребенка, верная оценка его способностей на конкретном этапе взросления – это залог счастливого будущего для вашего крохи.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: